Дорожная часть. Начинать тут, пожалуй, стоит с вечера. Накануне поездки разболелась голова, при чем не последней причиной считаю жуткое нетерпение встретиться с фортечанами - ну очень соскучилась.
Из-за головной боли я полночи не спала. Как назло, где-то за окном, то машины гудели, то сигнализации на них срабатывали… А может, у нас каждую ночь так, просто я не слышу, когда сплю хорошо.
Вдобавок в квартире было холодно, и наутро у меня появились простудные симптомы. А тут уже и выходить пора, лечиться особо некогда.
Еще с вечера думала: хоть бы не угодить в большой автобус, который пассажиров по два часа набирает. Утром иду к остановке, улица пустая, и прекрасно видно – стоит эта громадина… Пока я до нее дошла, она уехала, а подъехала другая такая же, и я в ней первая. Ожидание, конечно, предвиделось веселое.
Проезд подорожал. Я слышала, что вместо 50 грн. теперь 60 – оказалось, 65. Но зато водитель сделал приятнейший сюрприз: не стал ждать наполнения автобуса, отъехал раньше. Я еще подумала, что, наверно, специально такую цену лупанули, чтобы окупались поездки полупустых автобусов. И была согласна в тот момент переплачивать – это ж тоже не дело, по целому часу в тех автобусах тупо маяться! (Правда, когда ехала назад, я села в маленькую маршрутку, она была уже почти полная, так что сразу отправилась – тогда все равно показалось дорого ).
Думала, в автобусе досплю недосып – куда там! Поспишь с головной болью!.. А в Киеве еще и скверная погода оказалась. Окончательно доконал холоднючий туалет на Лесной. (Напишу про него в отдельной теме, ибо он того стоит!) Я по своей квартире знаю, что промерзшее помещение – это еще хуже, чем холод на улице.
Так как приехала рано и до мастер-класса еще вагон времени, то я решила съездить позавтракать – по традиции, на Крещатик в «Здоровенькі були». Но в метро я села в таком убитом состоянии… в таком чаще выезжаю из Киева, чем въезжаю. Сижу в поезде и думаю, как я этот мастер-класс переживу?
К счастью, после того, как я в закусочной согрелась чаем, выпила таблетку и час отсиделась в тепле-в добре, это болезненное состояние отпустило, так что к мастер-классу я была как новенькая.
На Политехнический институт тоже приехала раньше. Позвонила Сергею Торенко, оказалось, что он сам еще в пути… Учитывая погоду, я хитрецом решила не пускаться под дождем в самостоятельные поиски библиотеки, а подождать организатора и упасть ему на хвост. Что и выполнила успешно.
Литературная часть.
Помнится, Чернидар, побывав на литстудии, рассказывал, чем она отличается от хорошо знакомых ему мастер-классов. Теперь я могу сказать, чем мастер-класс отличается от литстудий. Мастер-класс все же проще. Да, уже одно то, что не надо текст вслух читать – огромное облегчение! Еще один плюс: есть возможность непосредственно автору объяснить, что значил тот или иной комментарий к рассказу на сайте. И вообще впечатление осталось наилучшее! Откровенно не понимаю, почему иногда мастер-классы преподносятся такими страшными событиями, что после них некоторым литературным карьерам наступает гаплык?
Правда, с подготовкой у меня не все прошло гладко. Начать с того, что повторное чтение рассказов с распечаток мне не пошло. Начинаю читать, знаю же эти тексты, за некоторые даже голосовала – а вот не идет и все! Какое-то совершенно другое восприятие… Впрочем, не думаю, что дело в проблеме «бумага vs.монитор». Может, просто жизненные обстоятельства поменялись, и это повлияло на восприятие… Не знаю. К сожалению, и «Проект «Пегас», который я не читала на конкурсе, так и остался непрочитанным. Остальные тексты критиковала больше по памяти.
Мой рассказ ("Стем - космічний супергерой", про космических собак) разбирали первым. Сначала было неловко оттого, что я первая, кому столько внимания. Но потом понравилось. Во-первых, и мастер, и участники еще не уставшие, полны сил, так что разбирают текст как следует. Во-вторых, еще время не поджимает – на последних рассказах организаторы понемногу начинают нервничать, и это некоторым участникам передается. В-третьих – чего там греха таить? – когда мне не нравилась чья-то критика, в голову приходила утешительная мысль: «Ладно-ладно, ругайте – я еще отыграюсь».
Кстати, еще один момент – в сравнение с литстудией. Мастер разбирает текст в таком темпе, что просто не успеваешь найти на своей распечатке критикуемое место, прочитать, вникнуть, что там не так – тут уже следующее замечание! Поэтому я несказанно обрадовалась, когда мастер оставил мне свою распечатку моего рассказа с отмеченными в нем непорядками. (Если другие мастера так не делают, то наверно, им стоит подсказать. )
Что для меня так и осталось непонятным в критике – что такого страшного в том, что собаки ведут себя, как люди? В конце концов, существует же аллегория, суть которой как раз в том, что животные там ведут себя как люди. Это понятие, правда, ассоциируется с баснями, но почему бы и в сказке ему не быть? В общем, белое пятно такое в моем понимании дел литературных…
Интересно получилось, что рассказ я начинала писать именно как рассказ для конкурса, но пока писала, мне так ясно представлялись дальнейшие приключения главного героя, что я подумывала о повести. На мастер-классе выяснилось, что на некоторые замечания ответы есть там, в продолжении. Но как и когда рассказ превратился в первую главу повести – я не уловила. Наверно, надо и вправду продолжение писать.
Слушая замечания, я каждое примеряла к заявленной целевой аудитории – продумывала, а возникнут ли такие мысли у ребенка 10-14 лет? В некоторых случаях знала: не возникнут. Например, не станет такой юный читатель задумываться над тем, какую именно двухкомнатную квартиру имел в виду автор: хрущевку, сталинку или еще какую - ребенок просто представит наиболее ему знакомую.
В других случаях думалось, что высказываемые мысли как раз могут возникнуть у ребенка такого возраста. Поскольку главный герой у меня – хаски (кои сейчас в моде), то рассказ может быть интересен любознательным детям, которым интересны хаски. И такие вполне могут знать лучше меня, как вожак в стае воспитывает дерущихся собак. Это на мастер-классе я могла сказать, что у меня не стая, а экипаж, и при том непостоянного состава. Но читателю давать такие объяснения… по меньшей мере, поздно. Да и против я подобных объяснений.
В третьих случаях я вообще не знала, что о некоторых моментах мог бы сказать ребенок. Например, то замечание, где Уран ведет себя нелогично, заявляя, что сойдет с ума, но тут же делает вид, что умирает. Ну вот не знаю я, как эту сцену дети представят!
После всех этих размышлений у меня возникло твердое намерение отыскать себе читателей 10-14 лет и послушать их отзывы. Не удивлюсь, если мнения будут покруче, чем у самых опытных мастеров и критиков. Когда сие будет сделано, поделюсь. Скорее всего, здесь же, на форуме, так что кому интересно, следите за темой.
Еще один вывод по итогам мастер-класса. Когда-то я не любила давать читать кому-либо незаконченные произведения. Потом стала относиться к этому спокойнее, однако с читателями у меня не густо: семья моим творческим стремлениям не сочувствует, большинство знакомых тоже… У других контакт с «первичным читателем», может, налаживается сам по себе, и не каждый об этом задумывается; а я только недавно начала понимать, а вчера окончательно убедилась, что давать читать свои черновики другим людям не просто стоит – это необходимо! И желательно – людям именно из целевой аудитории. Тем более абсолютный нонсенс – отправлять что-либо в издательство, пока не услышишь мнение хотя бы нескольких потенциальных читателей.
В который раз ощутила, что надо учиться получше высказывать свои мысли вслух. Если б еще знать, как это делать!
Вела я себя вроде адекватно, ни на кого не кидалась. Эх, как хочется верить, что в реале я лучшее впечатление на людей произвожу, чем по интернету, а особенно последнее время.
Хочу извиниться перед Сергеем Биленко. Понимаю, что выглядело весьма некрасиво: рассказ не читала, но к кукурузе, тем не менее, прицепилась. Просто я люблю огородничать – этот сельскохозяйственный момент сам в глаза бросился.
Жаль, что не приехал Леша Тимошенко – как раз по Гаралиозису у меня были вопросы.
Одно упущение у меня вышло: хотела выяснить, как в реале зовут Эстеллу У. Блэк – и забыла.
Олегу спасибо за книгу.
Напоследок надо писать традиционное: спасибо организаторам, мастеру и участникам… Только что толку? все равно по интернету останется невысказанным, какое это на самом деле огромное СПАСИБИЩЕ!..
Оригінал відгуку за посиланням: http://youthworld.4bb.ru/viewtopic.php?id=312&p=2#p7184
У нас могли втратитися кілька смайлів з відгуку.
Коментарів: 1 RSS
1Sergiy Torenko24-04-2014 23:21
Естелу звали Марією.